Иной мерзавец, может быть для нас тем полезен, что он
мерзавец.
Вл. Ульянов
Биографии и общественно‑политической деятельности Ленина
почти за 75 лет коммунистического режима было посвящено огромное количество
работ. В них идеологи большевизма сделали все возможное, чтобы вождь предстал
перед советскими людьми этаким безгрешным ангелом, гением, вышедшим из народных
глубин. Буквально с пеленок всех учили, что он был «самым человечным
человеком», якобы олицетворяющим русский народ и составляющим его гордость.
Кем же в действительности был Ленин? Каково его истинное
лицо? Чтобы ответить на эти сложные вопросы, нужно знать подлинную его
биографию. Для чего необходимо иметь тщательно проверенные и перепроверенные
факты, документы и прочие свидетельства, а не фальшивки, которыми забиты и
напичканы различные сомнительные издания и музеи страны.
Как ни странно, но за границей о нем знают гораздо больше,
чем у нас (многие работы, опубликованные на Западе, вышли из‑под пера тех
авторов, которые лично знали Ленина). Так, например, ссылаясь на Британскую
энциклопедию, пишут, что Ленин якобы был не первым мужем
Н. К. Крупской: оказывается, она прежде состояла в браке с эсером
Борисом Германом, близким другом Фанни Каплан. До последнего времени мы не
знали и о первом браке Ленина. Несколько лет назад сотрудник еженедельника
«Аргументы и факты», журналист и историк Анатолий Логинов, ссылаясь на архивы,
сообщил, что Ленин якобы был женат на Крупской вторым браком и что подробности
о первом браке находятся в архиве русского Жандармского отделения, к которому
его не допускают. (Об этом писала и «Советская молодежь» 16 января
1990 г.)
А вот еще одна сенсационная заметка под названием «Брак
Ленина», которая была опубликована в газете «Грузия» 12 мая 1920 года: «Мшак»
(«Рабочий», армянская газета, выходившая в то время в Тифлисе, – А.А
.) сообщает: «По полученному из Москвы письму видно, что недавно главный лидер
совдепии Ульянов‑Ленин женился на грузинке‑студентке Зинаиде Квитвашвили,
которая предъявила условием обвенчаться по церковному обряду. Ленин вынужден
был согласиться на церковный брак. Студентка Квитвашвили в обществе своих
друзей известна как умная и по наружности очень красивая женщина, которая вследствие
стесненных материальных средств служила в Московском исполкоме в качестве
простой конторщицы».
Должен отметить, что подобные слухи и откровенные фальшивки
рождались и распространялись в общественной среде по многим причинам:
вследствие неприязни к личности Ленина, недоступности документальных источников
по его биографии, отрицательного отношения к существующему строю.
В том, что двери архивных кладовых были плотно закрыты,
имелась своя логика. В докладе о мире, сделанном на Втором Всероссийском съезде
Р. и С. депутатов 26 октября 1917 года, Ленин демагогически говорил: «Тайную
дипломатию правительство отменяет, со своей стороны выражая твердое намерение
вести все переговоры совершенно открытоперед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных
договоров, подтвержденных или заключенных правительством помещиков и
капиталистов с февраля по 25 октября 1917 года»{1426}. Между тем, став главой
правительства, он вступил в секретные соглашения с другими государствами,
причём вел тайную переписку,направленную против своих политических противников, против народов
России. Быть может, покажется странным, но потомки Ульяновых всячески скрывают
от общественности и подлинную биографию Владимира Ульянова. Со всей ответственностью
и определенностью можно сказать, что и Ленин сознательно скрывал свое
происхождение и многое из своей личной биографии, понимая, что это может
дискредитировать его и без того подмоченный авторитет. Однако ни Ленину, ни его
родственникам, ни «руководящей и направляющей силе советского народа» – КПСС –
не удалось скрыть от общества правду о человеке, имя которого Владимир Ильич
Ульянов (Ленин).
Сегодня имеется достаточно документальных и иных материалов,
чтобы показать его лицо без всякой ретуши.
При сопоставлении ряда источников выясняется, что в
биографии Ленина много надуманного, тенденциозного и даже фальсифицированного.
Так, например, в официальном издании, в частности, говорится: «За участие в
революционном движениистудентов в
декабре 1887 г. арестован, исключен из университета и сослан в деревню
Кокушкино Казанской губернии»{1427} (ныне село Ленино), а в первом томе его
сочинений сообщается: «Декабрь, 4(16). Ленин участвует в студенческой сходкев Казанском университете»{1428}. Но,
наверное, и слепой заметить разницу между революционным движением и сходкой
студентов в актовом зале университета. А разница весьма существенная, но
открывать истину ни Ленину, ни его родственникам и соратникам было не выгодно.
Ведь надо было показать роль борца, пострадавшего от самодержавия. Кроме того,
из университета Ленин был исключен на основании прошения, которое он сам подал
ректору, а не по инициативе администрации.
Вот полный текст этого прошения:
«Его Превосходительству господину Ректору Императорского
Казанского Университета
Студента 1‑го семестра юридического факультета Владимира Ульянова
«ПРОШЕНИЕ
Не признавая возможным продолжать мое образование в Университете
при настоящих условиях университетской жизни, имею честь покорнейше просить
Ваше Превосходительство сделать надлежащее распоряжение об изъятии меня из
числа студентов Императорского Казанского Университета.
Студент 1‑го семестра юридического факультета Владимир Ульянов.
Казань. 5 декабря 1887 года»{1429}.
К приказу ректора университета приложен список исключенныхи уволенных.Среди последних – «Ульяновь Владимирь
Ильичь» {1430}.
Самое пикантное в истории со ссылкой то, что в деревне
Кокушкино находилось имение деда Ленина – А. Д. Бланка. Вот куда был
«сослан» бунтовщик, который целых десять месяцев жил (?) в доме родного деда,
но ничего о нем «не знал». Кстати, в официальных изданиях сказано, что Ленин в
Кокушкино прожил около года. Однако это не так. Есть свидетельство самого
Ленина о том, что в. рассматриваемый период он проживал по адресу: «Казань,
Профессорский переулок, дом Завьяловой, квартира Веретенниковой»{1431}, то есть
у родной тетки по матери. А в Кокушкино Ленин бывал лишь в летние месяцы, как и
все члены его семьи.
Здесь уместно привести некоторые сведения из жизни
политических ссыльных. Так, из писем Ленина родным узнаем, что политические
ссыльные до февраля 1917 года получали от государства пособие на жизнь, причем
право на получение пособия имели и члены семьи ссыльного (жена, дети).
Например, «Глеб» (Г. М. Кржижановский) и «Базиль» (В. В. Старков)
получали 24 руб., а И. Л. Приминский – 31 руб.{1432} Из
письма Ленина матери от 12 октября 1897 года (из Шушенского) узнаем, что он «на
полном пансионе», устроился «недурно». Правда, Ленин жаловался, что трудно
найти прислугу,особенно летом.
Сестра Ленина, А. И. Ульянова‑Елизарова, писала, что в Сибири Ленин
жил «на полном содержании на свое казенное пособие в 8 руб.»{1433}
Прислуге же своей он платил два с половиной рубля. А квартиру занимал «из 3‑х
комнат, одна в 4 окна, одна в 3 окна, и одна в 1», хотя Крупская жаловалась на
«крупное неудобство: все комнаты проходные…»{1434} В Шушенском Ленин получал
всю необходимую литературу и даже «Frankfurter Zeitung». Ну и ссылка!
И еще один пример. На стр. 13 «Биографии» написано, что «по
распоряжению Казанского губернатора Ленин был арестован и заключен в тюрьму»
{1435} (выделено мной. – А.А .). Между тем Анна Ильинична Ульянова‑Елизарова
в своих воспоминаниях отмечает: «Владимир Ильич был арестован на квартире с 4
на 5 декабря и просидел несколько дней сдругими арестованными при участке»{1436}. А ведь участокэто далеко не тюрьма.Кроме того, Анна Ильинична не совсем точна.
Как ни парадоксально, но сведение о том, что Ленин «просидел несколько дней»,
опровергает ее же родной брат, Дмитрий Ильич. Вот что он пишет: «Числа 6‑го или
7‑го Владимир Ильич в сопровождении околоточного надзирателя был привезен из
Казани в Кокушкино»{1437}. Если учесть время, необходимое для переезда,
транспортные возможности и дороги того времени, то получается, что Ленин провел
в участке всего лишь неполный день. Впрочем, и эти уточнения не столь уж важны,
поскольку Ленин сам признавал, что жил в Казани, а не в Кокушкино в качестве
ссыльного.
И последнее по данному вопросу. В многочисленных анкетах[1], заполненных
Лениным после октября 1917 года, нет признания того факта, что в декабре 1887
года он был сослан в деревню Кокушкино. Получается, что все это выдумки
большевистских идеологов.
Трудно найти аспект в биографии Ленина, который был бы
свободен от неточностей: Много любопытных сведений содержат различные анкеты и
карточки, которые он заполнял в 1920–1922 годы. Так, в «Личной карточке члена
Моссовета», оформленной между 16 и 19 февраля 1920 года, Ленин указывает, что
состоит членом партии с «1893 (до партии)»и провел в ссылке «три года», а кроме того,
отмечает, что привлекался по политическим делам три раза: «1) 1887 2) 18953) 1900»{1438}. Однако спустя месяц с
небольшим, 29 марта подтвердив в «Личной анкете для делегатов 9‑го съезда
Р.К.П. (большевиков)» свое пребывание в партии «с 1893 года», отмечает, что
«б(ыл) арестовываем 1887, 1894 и 1900»{1439} (выделено мной. – А.А
.). Это первое, так сказать, расхождение. Кстати, можно ли состоять членом еще
не существующей партии?
В «Анкете для перерегистрации членов Московской организации
РКП(б)», заполненной 17 сентября 1920 года, Ленин вновь подтверждает свое
членство в партии: «с основания и раньше (1893) »{1440}, но почему‑то
уклоняется от прямого ответа на вопрос: «Какой организацией приняты
первоначально в члены РКП». Вместо ответа он отсылает: «см. параграф 18».
Однако и в этом параграфе разъяснение отсутствует. На вопрос: «Подвергались ли
партийному суду, когда и за что», Ленин отвечает утвердительно, но не сообщает,
за что именно. Не может он документально подтвердить и свое пребывание в
нелегальной партийной организации, как это требовалось по анкете. Здесь он
пишет: «история партии –документ»{1441}.
Не может не удивить читателя ответ Ленина на 5‑й вопрос
анкеты.
Оказывается, 51‑летняя жена Надежда Константиновна, 45‑летний
брат Дмитрий Ильич и 44‑летняя сестра Мария Ильинична находились у него на
иждивении. Не странно ли, что эти взрослые люди не работали, жили за счет
Ленина?
Сомнителен ответ Ленина на 12‑й пункт анкеты. Он пишет, что
в загранице был в Швейцарии, Франции, Англии, Германии, Галиции[2]. Между тем его
ответ не является полным и точным. Ведь известно, что кроме названных стран
Ленин бывал в Австрии, Бельгии, Дании, Италии, Чехии и Швеции.
Не точно и не полно Ленин отвечает и на другие вопросы
анкеты: где лукавит, а где и прямо лжет. Впрочем, это на Ильича похоже.
7 марта 1921 года Ленин заполняет «Анкету для делегатов Х
Всероссийского съезда РКП», где отмечает, что является членом партии… с
1894 г. {1442}. Кстати, здесь он уже отрицает факт партийного суда над
ним. И еще одно: Ленин пишет, что на Х съезде ему был определен только
«совещательный» голос, хотя известно, что он в основном занимался именно
решением съездовских вопросов, подготовкой резолюций и участвовал в голосовании
по их принятию{1443}.
В связи с анализом анкет должен отметить, что им, судя по
публикациям, исследователи не придавали особого значения. Между тем они, на мой
взгляд, являются ценнейшими историческими источниками по личностной и
общественно‑политической биографии Ленина. В них содержатся факты, в их числе
сенсационные, которых нет в других документах. Например, в указанной выше
анкете (вопрос №29) Ленин признается в совершении политического
преступления,за что неоднократно
подвергался репрессиям.
Как могло случиться, что Ленин явился на съезд, не имея мандата
делегата с решающим голосом? Этому есть объяснение: восставший Кронштадт
отказался выдать мандат делегата Х съезда РКП(б) «насильнику», то есть Ленину,
и вообще отказался принять какое‑либо участие в форуме «диктаторов». По словам
кронштадтцев, коммунисты не имели «ни юридического, ни морального, ни какого
иного права управлять народом».
Во время работы XI Всероссийской конференции РКП(б) Ленин
заполняет очередную анкету. В ней он говорит, что вступил в партию в 1895году» {1444}.
Итак, какой записи верить? Когда Ленин говорил правду, а
когда лукавил? Сложно ответить на этот вопрос.
А теперь настала пора поговорить о Владимире Ульянове как о
«самом человечном человеке».
Как известно, нравом он сильно походил на прадеда
М. И. Бланка и деда – А. Д. Бланка. А «характером Александр
Дмитриевич был крутоват «…» любил настоять на своем «…». Беда была ослушаться
Александра Дмитриевича и дома. Старшие дочери часто плакали с досады в подушку
от папенькиных экспериментов. Они тянулись на волю «…». На ночь он обвертывал
своих дочерей в мокрые простыни, чтоб укрепить (?) им нервы «…» Анна
Александровна бунтовала против мокрых простыней отца»{1445}. Александр
Дмитриевич был человеком злопамятным и жестоким. Чего, например, стоило ему
приказать поймать в деревне неизвестную собаку, доставить ее повару, «и чтоб
немедленно изжарил ее к столу, с картошкой…»{1446}