смех.
Выступление палестинского Великого муфтия как друга и соратника перед
татарами-добровольцами будет выслушано, безусловно, с большим вниманием, если
оно будет сопровождаться раздачей сигарет и шнапса».
Ислам не
способствовал единению рядов татарских и поволжских коллаборационистов. Склокам
и ссорам с «Туркестанским Национальным Комитетом» Вали Каюм-хана сопутствовали
внутренние «разборки». Так, чуваши, мордва и марийцы чувствовали себя в татарской
среде угнетенным меньшинством. Представители немусульманских народов Поволжья
объединились вокруг лидера чувашских военно501 пленных Федора Дмитриевича
Паймука (Блинова). Паймук был представителем «нового поколения» в легионе. Его
отец и братья были раскулачены, а сам он добровольцем пошел в Красную Армию.
После службы с 1925 по 1928 год Паймук учился в техникуме и
Промышленно-экономическом институте, после чего вернулся в Чувашию. В сентябре
1941 года он был мобилизован в РККА, где в звании старшего лейтенанта занимал
должность полкового инженера. Попав в плен, Паймук прошел через ужасы
Шепетовского лагеря, затем был переведен в Польшу. Дальнейший его путь лежал в
лагерь пропагандистов в Вустрау. Здесь Паймук был привлечен к работе в
Татарском посредничестве Х. Унглаубе. К этому времени здесь уже работал чуваш
Иван Скобелев.
Паймук и
Скобелев вдвоем пытались противостоять насильственному вовлечению в
мусульманские религиозные обряды легионеров православного вероисповедания. По
свидетельству современника «Два раза Паймук проводил беседы с чувашами,
мордвой, мари, удмуртами. Здесь он утверждал, что их предки казанскими татарами
эксплуатировались и подвергались издевкам во сто крат более, чем при покорении
их русским царизмом, и что татарские мурзы отнимали у них лучшие земельные
угодья, леса и прочее. Эту беседу подслушали татары и донесли Султану
(секретарь Шафи Алмаса. Ч.С.), а тот вместе с фельдфебелем Салеховым пытался за
это арестовать неосторожного чуваша… На допросах в МГБ Паймук говорил, что не
дали ему работу в комитете из-за возражения татар, так как он восстанавливает
чувашей, мордву, мари и удмуртов против татар. После этого военнопленный ходил
в Восточное Министерство и был направлен в дом отдыха для легионеров
туркестанцев и кавказцев…»
После возвращения
в Берлин немцы использовали Паймука в газете для легионеров-немусульман «За
национальную свободу». Не являясь профессиональными журналистами, Паймук и его
коллеги Скобелев и Кадеев кроили русскоязычную газету из уже готовых
материалов, предлагая своим читателям в основном исторические публикации. На
послевоенных допросах в МГБ Паймук сообщал, что «…из 15 выпущенных им номеров
газеты лишь 6 имели передовицы, подтасованные и окрашенные кое-как в
национальные тона, так как мы не умели писать, не имели газетного опыта и
достаточной подготовки. Мы и не ставили, откровенно говоря, задачи
пропагандировать в них национальные идеи, все были недостаточно развиты и не
подготовлены к пониманию каких-либо национальных задач».
В марте 1944
года по указанию Унглаубе Паймук не был допущен на курултай, решения которого
были напечатаны только в татарской газете, а Паймук в своей газете поместил
выдержки из речи Ивана Скобелева. Чувашскими легионерами Паймук был включен в
состав президиума «Союза борьбы», но Унглаубе и Шафи Алмас не утвердили его
кандидатуру.
С 1944 года
Паймук начинает работу по включению части поволжских легионеров в состав
власовской армии. Сотрудникам МГБ позднее он заявит: «У меня были намерения
создать в легионе роты из чувашей, мордвы, марийцев и удмуртов, так называемые.
православные роты., укомплектовать их своим национальным командным составом,
обучать их военному делу на своем родном языке. Мои шаги в этом направлении
встречали отпор со стороны руководства организации. Идель-Урал.». В дополнение
Паймук сообщил, что для усиления религиозной пропаганды в православных ротах
хотел иметь священников и издавать для православных легионеров свою газету. Ф.
Паймуком и С. Николаевым были разработаны отдельные нарукавные эмблемы для
отличия поволжских легионеров от татарских военнослужащих. Николаев предложил
эмблему с изображением на желтом фоне колосистой ржи со снопом и воткнутым
серпом в него и надписью «Идель-Урал».
В январе
1945 года Паймук по собственной инициативе посетил генерала Власова и завил,
что лично он и часть чувашских легионеров сочувствуют платформе Русского
Комитета. На встрече была достигнута договоренность о переходе православных
легионеров в ВС КОНР, образовании секции поволжских народностей, а вопрос о
государственном устройстве будет решен позднее. Власов предложил Паймуку
договориться с Восточным министерством о переходе чувашей, мордвы, мари,
удмуртов с их газетой в ведение Русского Комитета с образованием в нем
национальных секций.
Организационное
управление Русского Комитета (генерал А.Ф. Малышкин) подтвердило свое согласие.
Паймук известил об успехе переговоров И. Скобелева и Ш. Алкаева. Последние
также посетили Малышкина и услышали из его уст согласие. Этот визит был
санкционирован заместителем президента «Идель-Урал» Файзуллиным. С его стороны
было сформулировано следующее требование: слияние сил должно произойти при
условии выдачи письменного обязательства Русским Комитетом «Идель-Уралу» о том,
что Волжско-татарский легион войдет в РОА, как самостоятельная боевая единица и
руководить им будут татарские военные. Малышкин ответил делегатам, что легион
будет расформирован и войдет в состав РОА, сохранив отдельные национальные
подразделения. Против слияния выступило Восточное министерство и руководство
«Идель-Урала».