1. Кому присягали партизаны и коллаборационисты
Осенью 1942 года русские добровольцы приняли присягу на
верность фюреру. Вот каким был текст присяги в полку русских
добровольцев «Вейзе»: «Я клянусь перед Богом этой святой клятвой,
что я в борьбе против большевистских врагов моей родины буду
беспрекословно подчиняться верховному главнокомандующему всеми
вооруженными силами Адольфу Гитлеру и как храбрый солдат в любое время
готов отдать свою жизнь за эту клятву». В казачьих частях
вермахта присяга была несколько эмоциональнее и литературнее. Ведь
написал ее профессиональный писатель – атаман Всевеликого войска
Донского генерал Петр Николаевич Краснов, после окончания войны
выданный англичанами Советам и повешенный в январе 1947 года: «Обещаю
и клянусь Всемогущим Богом, перед Святым Евангелием в том, что буду
Вождю Новой Европы и Германского народа Адольфу Гитлеру верно служить и
буду бороться с большевизмом, не щадя своей жизни до последней капли
крови… В поле и крепостях, в окопах, на воде, на воздухе, на
суше, в сражениях, стычках, разъездах, полетах, осадах и штурмах буду
оказывать врагу храброе сопротивление и все буду делать, верно служа
вместе с Германским воинством защите Новой Европы и родного моего
войска от большевистского рабства и достижению полной победы Германии
над большевизмом и его союзниками». Партизаны тоже принимали
присягу, и она была гораздо колоритнее. Возьмем, для примера клятву
белорусских партизан. Я даю ее без перевода, поскольку текст и так
понятен: «Присяга Беларускага партизана. Я грамадзянин
Союза Совецких Социялистычных Республик верны сын гераичнага
беларускага народа, присягаю, што не пашкадую ни сил, ни самога жыцця
для справы вызвалення майго народа ад нямецка-фашысцких захопникая и
катая и не складу зброи да таго часу, пакуль родная беларуская зямля не
будзе ачышчана ад нямецка-фашысцкай погани. Я клянуся строга и
няяхильна выконваць загады сваих камандзирая и начальникая, строга
захояваць воинскую дысцыплину и берягчы военную тайну Я клянуся,
за спаленыя гарады и вески, за кроя и смерць наших жонак и дзяцей,
бацькоя и мацярэй, за гвалты и здзеки над маим народам, жорстка
помециць ворагу и безупынна, не спыняючыся ни перад чым, заяседы и
ясюды смела; рашуча, дзерзка и бязлитасна знишчаць нямецких акупантая. Я
клянуся ясими шляхами и сродками атыяна дамагаць Чырвонай Армии,
паясямесна знишчаць фашысцких катая и тым самым садзейничаць хутчэйшаму
и канчатковаму разгрому крывавага фашизма. Я клянуся, что хутчэй загину я жорстким баю з ворагам, чым аудам сябе, сямью и беларуски народ у рабства крываваму фашызму. Словы
маеей свяшчэннай клятвы, сказанай перад маими таварышами и партизанми,
я замацояваю яласнаручным подписам, – и ад гэтай клятвы не адступлю
николи. Кали ж па сваеей слабасци, трусасци або па злой воли я
парушу сваю прысягу и здраужу интарэсам народа, няхай памру я ганебнай
смерцю ад рук сваих таварышоя». Белорусские партизаны присягали и
на русском языке. Вот какую «Присягу красного партизана» приняли в день
23 февраля 1942 года бойцы 1-й Бобруйской партизанской бригады: «Я,
гражданин СССР, вступая в ряды красных партизан,. принимаю эту присягу
и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным,
бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну,
беспрекословно выполнять все приказы командиров, комиссаров и
начальников, идущие на укрепление нашей Родины – Союза ССР. Я клянусь
добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное
имущество и до последнего дыхания быть преданным бойцом своему народу,
своей Родине и советскому правительству. Я, красный партизан, клянусь
защищать мою Родину мужественно, с достоинством и честью, не щадя своей
крови и самой жизни для достижения полной победы над врагом. Если же по
злому умыслу я нарушу эту мою присягу, то пусть меня постигнет суровая
кара советского закона – расстрел». Очевидно, присягу на
белорусском приносили в первую очередь местные крестьяне, ранее не
служившие в Красной Армии и плохо знавшие русский язык. Процитированный
же текст присяги на русском предназначался, по всей вероятности, для
бывших пленных и окруженцев и в основном повторял текст красноармейской
присяги. Характерно, что в белорусском тексте вообще не говорилось
прямо о верности советскому правительству. Ведь он предназначался для
жителей не только восточных, но и западных районов республики, всего
полтора года находившихся под советским господством. Для советских
присяг главным был патриотический мотив, а имя Сталина в тексте вообще
не упоминалось. Для коллаборационистов имя Гитлера было в лучшем случае
пустым звуком, а сухой, казенный текст присяги вряд ли мог вдохновить
их на борьбу «за победу германского оружия» и торжество «Новой Европы».
2.
П. Н. Корнюшин
Возрожденный район
(«Голос народа», Локоть, 26 октября 1942 года)
…Город Дмитриев по своим природным условиям – богатый и
культурный центр района, охватывающего четыре волости, которые включают
94 земельных общества. В старое время город славился торговлей и
местной кустарной промышленностью. Дмитриевские базары, ярмарки,
магазины были известны далеко, они всегда были многолюдны, и товаров
там было полным-полно. С приходом к власти большевиков слава этого города померкла. Сейчас
же г. Дмитриев вновь начинает процветать. За сравнительно короткое
время там организовано четыре магазина, восемь ларьков, две столовых,
ресторан, две парикмахерских, две бани, дом для приезжающих, базары. Восстановлены
и работают начальная и средняя школы, а также радиоузел, больница и
разные мелкие промышленные предприятия. Предстоит организовать детсад. Город
чистый. Рано утром тротуары центральных улиц убираются, мусор вывозится
в определенное место; на некоторых улицах тротуары асфальтируются… Торговля
в Дмитриеве исключительно денежная. На базаре можно встретить самые
различные товары, начиная от кондитерских и галантерейных и кончая
мукой, зерном, пшеном. В магазинах также торгуют за деньги, хотя
цены очень высокие. Ассортимент товаров чрезвычайно разнообразный:
обувь, платья, железные изделия, школьные принадлежности, табак,
спички, булочные изделия и проч. Нельзя не рассказать и о
Дмитриевских столовых. Сейчас же после прихода немцев в Дмитриеве была
открыта столовая для бойцов милиции и городского населения. Столовая с
мебелью, светлая, чистая, уютная, хорошо оборудована. Кушанья в
столовой прекрасные. Кормят на убой. Зав. столовой г. Козин много
внимания уделяет организации питания: к зиме столовая заготовила
большое количество овощей и корнеплодов: огурцов, помидоров, томата,
моркови, бурака, капусты, картофеля. Столовая обеспечена посудой:
тарелками, ложками, вилками. Хорошо пообедав, вы можете напиться в
столовой газированной воды. Кроме обедов как в одной, так и в другой
столовых имеются буфеты, где можно купить холодную закуску: консервы,
морс, повидло, разные сорта конфет, винегрет, а также продаются спички,
сигареты, табак. Цены на все довоенные. В Дмитриеве имеется дом
для приезжающих. Он хорошо обставлен. Имеются койки с постельными
принадлежностями, мягкие диваны, шкафы, столы, стулья. Есть
электричество. Соблюдается чистота. Оплата в доме умеренная – 5 рублей
в сутки. В этом отношении Дмитриевский район может служить примером для других районов. В
городских школах – также порядок. Школы светлые, хорошо оборудованы,
укомплектованы опытным учительским персоналом; школы располагают
библиотеками, географическими картами, атласами и другими пособиями.
Бумагой ученики обеспечены. Работают школы в две смены. В недалеком будущем занятия будут проводиться в одну смену. В
средней школе организованы кружки самодеятельности: хоровой,
драматический, музыкальный. Вместе с актерами гортеатра ученики
выступают на сцене. 22 школы в районе до сего времени не начали своей работы. Кто же виноват? Районный
Отдел народного просвещения заботится о школах, библиотеках, учителях,
школьном имуществе, школьных пособиях. Вся беда в том, что школы не
ремонтируются. Некоторые сельские старосты, несмотря на начало учебного
года, еще не приступили к ремонту школ; наоборот, кое-где
растаскивается школьное имущество. Так поступают старосты: Топорков (дер. Береза), Лысенко (дер. Колозовка), Шутяев (дер. Быковка). А
есть старосты, поступающие еще хуже, – они сносят школы. Вот фамилии
этих старост: Шавырин (дер. Будиновка), Селезнев (дер. Богословка),
Дуб-ровкин (дер. Жеденовка) и др. Как же реагирует на это
бургомистр района г. Воеводин? В начале сентября инспектор районных
училищ Дмитриевского района г. Казколин писал на имя бургомистра
докладную записку о том, что старосты не ремонтируют школ. 15
октября г. Казколин писал вторую докладную записку, указав фамилии
старост, не выполняющих приказы бургомистра. И только на этой второй
записке была резолюция Воеводина лишь о вызове старост в район на 22
октября, а последствия вызова покажет будущее. Что делается в селах. Никакой разъяснительно-массовой работы в селах не ведется. Часть
земельных обществ еще не сдали госпоставки и не выплатили налогов, в
частности, плохо обстоит дело с госпоставкой картофеля. По
денежному налогу дер. Петраковка (староста Козлов) имеет задолженность
за III квартал в сумме 14 238 рублей; дер. Моршнево (староста Корданец)
– 5000 рублей; Октябрьский поселок (староста Тарасов) – 6290 рублей. Главная причина этих безобразий кроется в плохом руководстве – старосты здесь пьянствуют, не уделяя внимания основной работе. В районном центре об этом хорошо знают, старшины волостей тоже знают, но никто никаких мер не принимает. Есть,
например, протокол общего собрания села Докторово-Кузнецовка, в
протоколе имеется постановление: «Старосту Ковалева и писаря Карпова,
как пьяниц и неработоспособных, с работы снять». Однако воз и
ныне там. Староста до сего времени на своем посту, потому что старшина
Дмитриевской волости почему-то отменил решение собрания. В селах не совсем благополучно. Дмитриевским
начальникам, как районным, так и волостным, необходимо кое-где обновить
руководство и перестроить работу в селах. Пьяницы и бездельники не должны быть в аппарате новой власти.
|