Летом 1 9 4 1 г. при отступлении Красной Армии вся
материальная часть бывших эстонских ВВС была уничтожена или вывезена на восток.
На территории Эстонии остались всего четыре моноплана эстонского производства
РТО‑4, являвшиеся собственностью таллиннского аэроклуба. Эти машины были
восстановлены по инициативе главного инструктора аэроклуба Г. Бушманна. который
предложил германскому командованию создать на их основе эстонскую воздушную
часть. Этим предложением заинтересовались представители военно‑морских сил, и
уже в марте 1 9 4 2 г. самолеты Особой эскадрильи «Бушманн» совершили первый
боевой вылет. Основной задачей эскадрильи в это время было патрулирование
акватории Финского залива с целью обнаружения советских подводных лодок.
Вскоре, оценив положительный опыт использования эстонской
эскадрильи, командование люфтваффе потребовало ее переподчинения себе.
Переименованная в 127‑ю авиагруппу, эскадрилья «Бушманн» получила на вооружение
устаревшие немецкие машины и после переподготовки личного состава была
реорганизована в 11‑ю (эстонскую) группу ночных бомбардировщиков. Состоявшая из
трех эскадрилий, две из которых были оснащены самолетами Не50А, а третья —
Ar66, группа действовала с аэродромов на территории Эстонии до сентября 1944 г.
и была расформирована из‑за недостатка топлива и запчастей. Эстонские и
латвийские летчики проходили подготовку в соответствии с требованиями
люфтваффе в летной школе в Лиепае.
1 июля 1 9 4 4 г. в Таллинне состоялось совещание германской
оккупационной администрации, эстонского самоуправления и руководителей профашистской
организации «Эстонская молодежь». Целью совещания было создание, по возможности
на добровольной основе, корпуса эстонской молодежи (от 15 до 20 лет) для
несения вспомогательной службы в частях ПВО. Предполагалось, что добровольцы
будут служить, на территории своей страны и исключительно в ведении люфтваффе,
однако ни одно из этих условий на практике не было соблюдено, так как уже в
сентябре Эстония была оставлена немцами.
Всего до сентября 1944 г. в качестве «помощников ПВО»
удалось мобилизовать 3 тыс. человек, в том числе 478 девушек. После
трехнедельной подготовки все они были направлены в действующие части ПВО для
обслуживания орудий и прожекторных установок, в подразделения установок дымовой
завесы, роты привязных аэростатов, транспортные и снабженческие части ВВС —
вплоть до работы в мастерских и на кухнях. Из общего числа эстонских
«помощников» 346 человек были переведены и кригсмарине в качестве «помощников
флота» (Marine‑Helfer), однако после эвакуации Эстонии снова возвратились в
подчинение люфтваффе.
В период наступления Красной Армии на территории Эстонии
около 1 тыс. «помощников» были эвакуированы вместе с отступающими германскими
войсками и перевезены в лагеря на территории Германии, Чехословакии и Дании.
Большая часть — около 800 человек — была отправлена в Висмар (на Балтийском
побережье), где составила 60‑й резервный батальон ПВО. Отсюда после
соответствующей подготовки получившие квалификацию канониров (т.е. рядовых
зенитной артиллерии) «помощники» были переведены в Данию. В марте 1945 г. в
Оденсе им объявили о присоединении к 20‑му учебно‑запасному полку СС,
являвшемуся резервной тыловой частью 20‑й гренадерской дивизии.