Несколько раньше, на заседании Моссовета, он упрекнул
крестьян за то, что они «считают своим священным правом осуществлять свободную
торговлю хлебными излишками, думая, что это право за ними может оставлено». В
его речи были и слова угрозы: «Такой крестьянин – наш враг, и мы с ним будем
бороться со всей решимостью, со всей беспощадностью» {1203} (что и делал на
практике).
Ленин «прокатился» по крестьянам‑труженикам и на IX съезде
РКП(б): «Есть еще, – говорил он, – много людей
бессознательных, темных, которые стоят за какую угодно свободную торговлю»
{1204}. По Ленину получается, что весь цивилизованный мир состоит из темных и
серых людей.
Гневно осуждал Ленин крестьян и на III Всероссийском съезде
профсоюзов. Вот его остерегающий вывод: «Каждый случай продажи хлеба на вольном
рынке, мешочничество и спекуляция есть восстановление товарного хозяйства, а
следовательно, и капитализма». Поэтому он вслух размышляет: «Нужно подумать,
как и при каких условиях пролетариат, имеющий в своих руках такой сильный
аппарат принуждения, как государственная власть, может привлечь крестьянина,
как труженика, и победить или нейтрализовать, обезвредить его сопротивление,
как собственника»{1205}.
Не трудно заметить, что Ленин направляет рабочих против
крестьян – производителей хлеба.
А вот телеграмма Ленина советскому правительству Украины и
штабу Южного фронта от 16 октября 1920 года, в которой он подчеркивает, что «надо
бы считать программой: 1) коллективную обработку; 2) прокатные пункты; 3)
отобрать деньги у кулаков сверх трудовой нормы; 4) излишки хлеба собрать
полностью, вознаграждая незаможников хлебом; 5) сельхозорудия кулаков брать на
прокатпункты; 6) все эти меры проводить только под условием успеха коллективной
обработки и под реальным контролем…» {1206}.
Позиция Ленина в вопросе о свободе торговли оставалась
неизменной и на Х съезде РКП (б). Вот что сказал он при открытии съезда 8 марта
1921 года: «Мы должны внимательно присмотреться к этой мелкобуржуазной
контрреволюции, которая выдвигает лозунги свободы торговли.Свобода торговли, даже если она вначале не
так связана с белогвардейцами, как был связан Кронштадт, все‑таки неминуемо
приведет к этой белогвардейщине, к победе капитала, к полной его реставрации.
И, повторяю, эту политическую опасность мы должны сознавать ясно»{1207}.
Негативное отношение Ленина к свободе торговли подверглось
на съезде широкому и серьезному осуждению. Поэтому в докладе о замене
разверстки натуральным налогом, с которым выступил Ленин 15 марта, он вынужден
был согласиться «до известной степени восстановить свободу торговли»
{1208}.
Однако, пойдя на этот шаг, он все же сумел включить в
предварительный проект замены разверстки налогом (в конце 8 параграфа)
положение, допускающее хозяйственный оборот, то есть свободу торговли, лишь в
местных пределах.А поскольку
местный рынок в хлебных районах был ограничен для свободной торговли, то это
положение, по сути дела, принуждало крестьян‑земледельцев к сдаче излишков
хлеба и других сельскохозяйственных продуктов государству по твердым ценам, то
есть по ценам значительно ниже рыночных. Получалось, что формально Х съезд
признавал свободу торговли, а на деле большевистское правительство, руководимое
Лениным, продолжало за бесценок приобретать выращенный крестьянами хлеб.
И тем не менее Ленин был явно недоволен решением съезда о
переходе к НЭПу. Он при каждом удобном случае высказывал свое недовольство по
этому поводу. Так, в докладе на II Всероссийском съезде политпросветов 17
октября 1921 года Ленин сказал, что весной «потребовалось то, что, с точки
зрения нашей линии, нашей политики, нельзя назвать не чем иным, как сильнейшим
поражением и отступлением» {1209}. Касаясь же смысла НЭПа, он сказал: «Новая
экономическая политика означает замену разверстки налогом, означает переход к
восстановлению капитализма в значительной мере. В какой мере – мы не знаем…
Уничтожение разверстки означает для крестьян свободную торговлю
сельскохозяйственными излишками, не взятыми налогом, а налог берет лишь
небольшую долю продуктов. Крестьяне составляют гигантскую часть всего населения
и всей экономики, и поэтому на почве этой свободной торговли капитализм не
может не расти » 1210.
Рассмотренные выше факты, на мой взгляд, вполне позволяют
сделать вывод о том, что Ленин не только не являлся разработчиком новой
экономической политики, как об этом писали адепты марксистско‑ленинской
идеологии, а, напротив, был ее явным противником.
В заключение несколько слов о так называемом «политическом
завещании» Ленина. Принято было считать, что в него вошли последние письма и
статьи, продиктованные им в период болезни, с 23 декабря 1922 года по 2 марта
1923 года («Письмо к съезду», «О придании законодательных функций Госплану», «К
вопросу о национальностях» или об «автономизации», «Странички из дневника», «О
кооперации», «О нашей революции», «Как нам реорганизовать Рабкрин», «Лучше
меньше, да лучше»). «Значение последних статей и писем Ленина
неоценимо, – отмечал Институт марксизма‑ленинизма при ЦК КПСС. – Органически
связанные между собой, они представляют, по сути дела, единый труд, в котором
Ленин, развивая выводы и положения, содержащиеся в его предшествующих
произведениях и выступлениях, завершил разработку великого плана строительства
социализма в СССР и изложил в обобщенном виде программу социалистического
преобразования в России в свете общих перспектив мирового освободительного
движения »{1211} (выделено мной. – А.А .).
Но давайте вспомним хотя бы некоторые из заветов Ильича
своим преемникам. Так, в одном месте он советует заменить одного палача‑генсека
другим, при условии, что новый должен отличаться от прежнего (Сталина) «только
одним перевесом, именно более терпим, более лоялен, более вежлив и более
внимателен к товарищам, меньше капризности»{1212}; в другом рекомендует «для
поднятия авторитета ЦК и для серьезной работы… аппарата „увеличить число членов
ЦК «до нескольких десятков или даже до сотни“{1213} из числа рабочих, которые,
как мне представляется, безропотно соглашались бы со всяким решением партийных
боссов; в третьем, по сути дела, берет курс на дальнейшее укрепление
административно‑командной системы в народном хозяйстве («О придании
законодательных функций Госплану»){1214}.
Все это мы, как говорится, уже проходили. Однако до сих пор
адепты коммунистической идеологии пытаются выдать эти рекомендации, как и все
ленинское наследие, за «титанический научный подвиг», за «великое учение».
Лучше было бы, во всяком случае для нас, если бы он не писал всю эту галиматью.
Так упрямо, слепо и с исступленной религиозностью верить в
эти бредовые идеи и мысли способны только люди, доведенные до крайнего
безрассудства.
Признаться, я считал, что на этом следует поставить точку.
Но неожиданно вспомнил сообщение моего товарища о том, что в фонде
А. А. Богданова в бывшем партийном архиве при ЦК КПСС имеются
интересные, отличающиеся оригинальностью, замечания в отношении марксизма.
Отложив рукопись, я направился в архив. И теперь, когда я своими глазами
«отснял» из записной книжки Богданова текст его замечаний, с удовлетворением
хочу закончить отложенную главу.
Вот что пишет А. А. Богданов о марксизме в своей
заочной полемике с его ревностными адептами:
«Скажите, наконец, прямо, что такое ваш м‑зм (марксизм. – А.А
.), наука или религия? Если он наука, то каким же обр(азом), когда все другие
науки за эти десятилетия пережили огромные перевороты, он один остался
неизменным? Если религия, то неизменность понятна; но тогда так и скажите, а не
лицемерьте и не протестуйте против тех, кто остатки былой религиозности честно
одевает в религиозную терминологию. Если м‑зм истина, то за эти годы он должен
был дать поколение новых истин. Если, как вы думаете, он не способен к этому,
то он – уже ложь»{1215}.
Так просто, аргументировано и интеллигентно показать
несостоятельность, ненаучность марксизма мог только большой ученый‑философ.