С не меньшим энтузиазмом рекламировалось сочинение Ленина
«Государство и революция»[1], названное
«гениальным трудом», «выдающимся произведением», «учением о диктатуре
пролетариата», «программным документом пролетарской революции», «учением о
социалистической демократии»…
Для начала сошлюсь на самого Ленина, который в предисловии к
работе обозначает задачи: «Мы рассматриваем сначала учение Маркса и Энгельса о
государстве, останавливаясь особенно подробно на забытых или подвергшихся
оппортунистическому искажению сторонах этого учения. Мы разберем затем
специально главного представителя этих искажений. Карла Каутского, наиболее
известного вождя II Интернационала (1889–1914), который потерпел такое жалкое
банкротство во время настоящей войны. Мы подведем, наконец, главные итоги опыта
русских революций 1905 и особенно 1917 года. Эта последняя, видимо, заканчивает
в настоящее время (начало августа 1917 г.) первую полосу своего развития,
но вся эта революция вообще может быть понята лишь как одно из звеньев в цепи
социалистических пролетарских революций, вызываемых империалистической
войной»{1154}.
Как видим, Ленин ставил перед собой три основные задачи, из которых
последнюю (3‑ю) – «опыт русских революций 1905 и 1917 годов» – сам же решил
«отложить надолго…»{1155}.
Так что же содержится в этом сочинении? Прежде чем ответить
на вопрос, следует сказать, что из всего объема работы пятую часть составляют
цитаты из трудов Маркса, Энгельса, Каутского, Паннекука и других, взятые в
кавычки. Так, в четвертой главе почти 40 процентов ее объема занимают тексты,
взятые из чужих работ; примерно десятую часть представляет настоянная на
сквернословии «вода» («герои гнилого мещанства», «пошлейший оппортунизм»,
«политическая проститутка» и т. п.); пятую часть текста Ленин отводит
«критике» трудов Плеханова, Каутского, Шейдемана, Вандельвельда, анархистов и
других представителей различных революционно‑демократических партий и течений.
Основную часть работы «Государство и революция» (около половины от всего
объема) он посвящает изложению и пересказу общеизвестных работ Маркса и
Энгельса. Так в чем же заключается «гениальность» сочинения? На этот вопрос
ответить непросто. Во‑первых, непросто потому, что в столь огромном количестве
«воды», сквернословия, абстрактных рассуждений и цитат из чужих трудов читателю
сложно найти собственные идеи и мысли автора. А находя их, недоумеваешь: как
можно было охарактеризовать эту работу «выдающимся произведением», если в ней
сплошь надуманные и абсурдные тезисы да глубоко ошибочные выводы. Для
наглядности приведем одну цитату: «Чем демократичнее «государство», состоящее
из вооруженных рабочих и являющееся «уже не государством в собственном смысле
слова», тем быстрее начинает отмирать всякое государство»{1156}. И самое
интересное в размышлениях нашего «теоретика» то, что вплоть до полного
отмирания государства одна часть общества (малая – вооруженные рабочие) будет
продолжать осуществлять террор и насилие над его большей частью, при
необходимости будет прибегать к быстрым и серьезным наказаниям «тунеядцев,
баричей, мошенников и тому подобных „хранителей традиций капитализма“… (ибо
вооруженные рабочие – люди практической жизни, а не сентиментальные интеллигентики,
и шутить они собой едва ли позволят)»{1157}…
Как видим, в этих высказываниях научной теории нет.
А вот компиляции и псевдокритики здесь предостаточно. Так,
например. приводится рассуждение Каутского: «В социалистическом обществе… могут
существовать рядом друг с другом… самые различные формы предприятий:
бюрократическое… тред‑юнионистское, кооперативное, единоличное»{1158}. Далее
следует замечание Ленина: «Это рассуждение ошибочно, представляя из себя шаг
назад по сравнению с тем, что разъясняли в 70‑х годах Маркс и Энгельс на
примере уроков Коммуны»{1159}.
И это называется критикой? Кстати, Каутский‑то оказался
прав: в экономике СССР были представлены практически все формы собственности.
Каутский допускает политическую борьбу, целью которой
остается «завоевание государственной власти посредством приобретения
большинства в парламенте и превращение парламента в господина над
правительством»{1160}.
Но Ленина этот способ не устраивает. Он признает лишь такую
борьбу за власть, при которой осуществляется акт насилия, проливается
человеческая кровь (но не своя, конечно). Поэтому он считает, что размышления
Каутского о политической борьбе за власть через парламент – «чистейший и
пошлейший оппортунизм, отречение от революции на деле, при признании ее на
словах”{1161}. Словом, оскорбления по адресу Каутского – налицо, а научная
аргументация критики отсутствует, что попахивает демагогией и фразерством.
Каутский явно цивилизованнее и демократичнее Ленина, который даже не хочет
понять идейное содержание и реалистичности тактики политической парламентской
борьбы за власть.
И еще один вопрос, касающийся “вклада” Ленина в разработку
«теории советского государства». На эту тему написаны сотни работ, защищены сотни
докторских и кандидатских диссертаций. Между тем, как выясняется, до
октябрьского переворотаЛенин не имел понятия, как распорядиться властью, если
удастся ее захватить.Он знал только
лишь, что она ему нужна. Такая постановка вопроса, возможно, покажется
странной. Но, как говорится, факты – упрямая вещь. Они содержатся в письме
членам Центрального Комитета РСДРП(б)[2], написанном
Лениным вечером 24 октября 1917 года. В нем он всячески пытается убедить членов
РСДРП(б) начать вооруженное восстание и захватить власть, не дожидаясь на этот
счет решения Второго съезда Советов. Очевидно, в состоянии крайнего возбуждения
Ленин делает откровенное и, я бы сказал, поразительное признание в отношении
дальнейшей судьбы Российского государства. Вот что он пишет: «Взятие власти
есть дело восстания; его политическая цель выяснится после взятия» {1162}.
Этим признанием Ленин фактически дал понять, что никакой теории пролетарской
революции, теории построения социализма и коммунизма нет и что все это подлежит
выяснению уже после захвата власти.
Не имея собственных научных идей и разработок, Ленин слепо
восторгается критикой Энгельса Готской программы, где тот говорит, что
«пролетариат еще нуждается в государстве, он нуждается в нем не в интересах
свободы, а в интересах подавления своих противников…». Не замечая всей
абсурдности суждения Энгельса, Ленин и так, и эдак пересказывает его содержание,
обрушивается то на «оппортуниста» Бебеля, то на «анархиста» Бакунина, еще
больше запутывает вопрос об исторической роли и значении государства. События в
Восточной Европе и в бывшем СССР в конце 80‑х – начале 90‑х годов, приведшие к
полному краху коммунистической системы, ярко и наглядно показали всему миру всю
несостоятельность и вредность так называемой марксистско‑ленинской идеологии
вообще, и очевидную нелепость «учения» о государстве в частности.
В работе «Государство и революция» Ленин затрагивает и
вопрос о диктатуре пролетариата. «В капиталистическом обществе, – пишет
он, – мы имеем демократию урезанную, убогую, фальшивую, демократию только
для богатых, для меньшинства. Диктатура пролетариата, период перехода к
коммунизму, впервые даст демократию для народа, для большинства, наряду с
необходимым подавлением меньшинства, эксплуататоров»{1163}.
Как нам сегодня оценить это заявление? Дай Бог, чтобы в
нашей стране было столько же демократии, сколько ее сегодня в так называемых
«капиталистических» странах. Более 80 лет прошло со дня захвата Лениным власти,
а правового государства у нас нет и по сей день. 10 декабря 1948 года
Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о вступлении в силу Всеобщей
декларации прав человека. Этим правом пользуется весь цивилизованный мир. В
первой же статье декларации провозглашается: «Все люди рождаются свободными и
равными в своем достоинстве и правах». Между тем у так называемого теоретика,
Ленина, читаем наиабсурднейшую запись: «Пока есть государство, нет свободы.
Когда будет свобода, не будет государства»{1164}. Более 40 лет прошло со дня
принятия Всеобщей декларации прав человека, а парламент СССР все не мог
решиться, точнее, не желал ратифицировать этот гуманнейший документ. Вот цена
«самого гуманного в мире демократического государства»! И это потому, что Ленин
создал полицейское государство, в котором народу была отведена роль раба,
лишенного подлинной свободы. В сущности, он основал общественно‑политический
строй, на целый порядок отбросивший общество назад.
Но в то время Ленин не имел морального права критиковать
буржуазную демократию. Судите сами.
В ночь с 1 на 2 марта 1917 года Временное правительство
вынесло постановление о полной и немедленной амнистии по всем политическим и
религиозным делам, террористическим покушениям и военным восстаниям. Оно
провозгласило политическую свободу во всех формах: свободу слова, печати,
союзов, собраний и стачек. Причем эти свободы распространялись и на
военнослужащих. Временным правительством было образовано Особое совещание по подготовке
проекта закона о выборах в Учредительное собрание… А с чего началось
«царствование» Ленина? Чем реально стала его власть для народа? Вспомним его
требования без суда и следствия расстреливать на месте инакомыслящих,
сомнительных и колеблющихся, включая стариков и детей. Вспомним тюрьмы и
концлагеря, куда он сажал своих политических противников (или высылал их за
пределы страны). Ленин упразднил все политические свободы, публично разогнал
Учредительное собрание. По его приказу расстреливали мирные демонстрации и
митинги. И все это называлось пролетарской демократией.
В связи с этим нелишне будет вспомнить и то, что
арестованному Ленину в 1896 году разрешалось без ограничений писать письма,
получать книги, одежду, заниматься литературной деятельностью. Он был обеспечен
продуктами, причем имел даже возможность соблюдать диету. По его заказу, в тот
же день, приносили минеральную воду из аптеки. Спал он по девять часов в сутки.
С его слов известно также, что политические ссыльные получали пособие на жизнь от
государства. Причем оно выдавалось и на членов их семей{1165}. Знал Ленин и о
судьбе члена революционной организации «Народная Воля» – Веры Засулич,
стрелявшей в петербургского градоначальника Ф. Трепова (в отместку за
приказ наказать розгами политического заключенного Боголюбова) и оправданной 31
марта 1878 года судом присяжных. Знал он и о том, что Александр II приехал
взглянуть на молодую героиню, дерзнувшую бороться с жестокостью и
несправедливостью властей…
И последнее замечание.
В 33‑м томе «полного» собрания сочинений Ленина, в котором
опубликована работа «Государство и революция», отмечается, что она «написана
В. И. Лениным в подполье (в Разливе и Гельсингфорсе) в августе –
сентябре 1917 года» (с.343). На страницах же 391–406 указанного тома приведен
указатель литературных работ и источников, цитируемых и упоминаемых
В. И. Лениным в работе «Государство и революция». Между тем в этом
указателе имеются работы, опубликованные в 1918–1919 годах. Напрашивается
вопрос: каким образом Ленин, находясь в «шалаше» летом 1917 года, использовал
работы, опубликованные в советское время? Пикантная история, нечего сказать.
* * *
О диктатуре пролетариата Маркс и Энгельс писали еще в
«Манифесте Коммунистической партии». Не раз эту идею повторял (в различных
интерпретациях) и Ленин. Но в его рассуждениях имеется тщательно скрываемая
подоплека. Чего, например, стоит положение IX пункта «Проекта программы
Российской социал‑демократической рабочей партии»: «Чтобы совершить… социальную
революцию, пролетариат должен завоевать политическую власть, которая сделает
его господином положения и позволит ему устранить все препятствия, стоящие на
пути его великой цели. В этом смысле диктатура пролетариата составляет
необходимое политическое условие социальной революции»{1166}. Прекрасный
образчик демагогического приема! И, надо сказать, подобными приемами Ленин
владел великолепно.
В заметке «К истории вопроса о диктатуре» Ленин преподносит
еще одну любопытную мысль. «Дело в том, – пишет он, – что бывает
диктатура меньшинства над большинством, полицейской кучки над народом, и бывает
диктатура гигантского большинства народа над кучкой насильников, грабителей и
узурпаторов народной власти»{1167}. И тут он в своем амплуа! Известно, что
после октябрьского переворота (как и до него) крестьянство составляло
абсолютное большинство (80%) населения России. И это большинство подверглось
грабежу и насилию со стороны коммунистов, составляющих меньшинство, которые
насильственным путем изъяли у него в 1918–1919 гг. 110 млн. пудов, в
1919–1920 гг. – 220, в 1920–1921 гг. – 285 млн. пудов
хлеба{1168}. Кстати, лозунг диктатуры пролетариата вступал в противоречие с
провозглашенным Лениным союзом рабочего класса и крестьянства. О каком союзе
между грабителями и их жертвами могла идти речь? Поэтому «диктатура
пролетариата» была отрицательно воспринята крестьянством. Но эти вопросы не
интересовали ни Ленина, ни его единомышленников. Для них был важен итог
политической борьбы.
Что же касается пролетариата, то он никогда не был
«господином положения» и не обладал властью. Фактически она всегда была в руках
партийной верхушки. Выработанные центральным партийным аппаратом формы
взаимоотношений обеспечивали ей ведущую роль в системе диктатуры пролетариата.
Последняя была не чем иным, как диктатурой одной партии, а точнее, диктатурой
высшего партийного руководства во главе с Лениным. Как тут не вспомнить слова
Г. В. Плеханова, который пророчески писал: «Диктатура одной партии
кончится диктатурой одного человека».
Еще одна работа Ленина примечательна с точки зрения методов
управления общественно‑политической и хозяйственной жизнью страны. В «Черновом
наброске проекта программы» партии, обсуждавшемся на VII экстренном съезде
РКП(б), он поставил перед коммунистами задачу «довести до конца, завершить
начатую уже экспроприацию помещиков и буржуазии, передачу всех фабрик, заводов,
железных дорог, банков, флота и прочих средств производства и обращения в
собственность Советской республики»{1169}.
Однако он понимал, что одной экспроприацией вопрос
управления экономикой не решить. За пять месяцев большевистского террора
производство было дезорганизовано, в стране царил полный хаос. В этих условиях,
в апреле 1918 года, Ленин пишет статью «Очередные задачи Советской власти», в
которой делает попытку наметить конкретные пути социалистического
переустройства экономики страны.
Трудно сказать, кому предназначалась данная статья. Во
всяком случае, не рабочим и крестьянам. Разумеется, нельзя ее признать и
научной. Да и как можно выдавать за «теорию социалистического строительства» и
«принципы руководства народным хозяйством» набор демагогических положений,
перемежаемых сквернословием («хищники», «моськи») в адрес своих политических
противников? Чего, например, стоит тезис о том, что «в буржуазных революциях
главная задача трудящихся масс состояла в выполнении отрицательной или
разрушительной работы уничтожения феодализма, монархии, средневековья.
Положительную или созидательную работу организации нового общества выполняло
имущее, буржуазное меньшинство населения»{1170}. Но такое распределение «ролей»
со всей очевидностью противоречит фактам. Например, во времена буржуазной
революции в Нидерландах (XVI в.) борьбу за ликвидацию испанского и
феодального господства буржуазия и народные массы вели совместно. В борьбе
против феодально‑абсолютистского строя в период Великой французской революции
(1789–1794) объединились буржуазия, крестьянство и городской плебс. В
буржуазной революции в Венгрии (1848–1849 гг.) вместе с трудовым
населением участвовала и буржуазия. Следует учесть, что эти исторические факты
нашли отражение не только в зарубежной, но и в русской (советской)
историографии буржуазных революций.
Далее Ленин говорил, что «социализм должен по‑своему,своими приемами – скажем конкретнее, советскимиприемами – осуществить это («сознательное и
массовое». – А.А .) движение вперед»{1171}. Что это за советские
приемы? По Ленину, один из них заключается в том, чтобы «всеобщим учетом и
контролем» «за высокую оплату»подчинить «себе полностью и буржуазных специалистов»{1172}, одновременно
«воспитывать массы и на опыте учиться, вместе с ними учиться строительству
социализма»{1173}. Гениально, нечего и говорить! А когда «сознательные
передовики рабочих и крестьян, – пишет он далее, – успеют, при помощи
советских учреждений, в один год организоваться, дисциплинироваться,
подтянуться, создать могучую трудовую дисциплину, тогда мы через год скинем с
себя эту „дань“ (то есть высокую плату буржуазным специалистам. – А.А
.){1174}.
Таким образом, Ленин планировал через год (то есть в
1919 г.) понизить оплату труда специалистов и, пользуясь хлебной
монополией, а также учетом и контролем за производством и распределением
продуктов, заставить всех без исключения трудящихся работать за низкую
зарплату. Таков один из советских приемов социалистического строительства,
разработчиком которых являлся Ленин. А чтобы буржуазные специалисты не
отказывались работать, он выдвигает на первый план «введение трудовой
повинности для богатых»{1175}. Кстати, еще в первоначальном варианте статьи
«Очередные задачи Советской власти» Ленин указал на средство, с помощью
которого легко можно будет заставить работать все трудовое население. «От
трудовой повинности в применении к богатым, – писал он, – Советская
власть должна будет перейти, а вернее, одновременно должна будет поставить на
очередь задачу применения соответственных принципов к большинству трудящихся,
рабочих и крестьян»{1176}.
Выходит, Ленин планировал применение методов принуждения уже
против самих носителей «диктатуры пролетариата», которые помогали ему
узурпировать власть? Получается, что существовали две диктатуры: одна
формальная, не имеющая власти, так называемая «диктатура пролетариата», а
другая, реальная, была целиком сосредоточена в руках правительства.
Ленин был уверен, что разработанный им принцип всеобщей
трудовой повинности сработает безотказно, поскольку «все условия жизни обрекают
громадное большинство этих разрядов населения на необходимость трудиться и на
невозможность скопить какие бы то ни было запасы, кроме самых скудных»{1177}. И
он не ошибся в своих расчетах. Куда было деваться советским рабам XX века?!
В специальной главе Ленин рассматривает вопрос повышения
производительности труда в так называемом социалистическом государстве. Он
подчеркивает, что после решения задачи «экспроприировать экспроприаторов и
подавить их сопротивление», на первый план выдвигается «коренная задача
создания высшего, чем капитализм, общественного уклада, именно: повышение
производительности труда, а в связи с этим (и для этого) его высшая
организация»{1178}. При этом он с уверенностью отмечает, что «разработка…
естественных богатств приемами новейшей техники даст основу невиданного
прогресса производительных сил»{1179}.
Создается впечатление, что цитируемые строки принадлежат не
образованному человеку, а историку‑дилетанту. Он почему‑то «забыл», что
рабовладельческие государства рушились по одной простой причине: принудительный
труд был малопроизводителен, и стимулировать его рост не могла никакая
современная и сверхсовременная техника. В подневольном труде раб попросту не
видел заинтересованности. (Кстати, производительность общественного труда в
СССР составляла в 1970–1980 гг. примерно 40% от производительности в США;
в промышленности – около 55%, в строительстве – немногим более 65%, в сельском
хозяйстве – около 20%){1180}.
Особый интерес в данной работе вызывает небольшая глава под
названием «Стройная организация» и диктатура». Из ее содержания нетрудно
понять, что прежде всего Ленин планирует создать по всей стране жесточайший
аппарат принуждения и насилия («стройную организацию»). Поразительно, но он не
скрывает того, что претендует на личную диктатуру. Более того, в данной главе
он даже «доказывает» историческую обусловленность и необходимость подобной
диктатуры. «Диктатура отдельных лиц, – пишет он, – очень часто была в
истории революционных движений выразителем, носителем, проводником диктатуры
революционных классов, об этом говорит непререкаемый опыт истории»{1181}.
Отметим, что в своих рассуждениях Ленин «не замечает», что покушается на
демократические права и личные свободы граждан России. Напротив, он делает
абсурдное заявление, что «решительно никакого принципиального противоречия
между советским (т. е. социалистическим) демократизмом и применением
диктаторской власти отдельных лиц нет»{1182}. Здесь все предельно ясно: он
хочет закрепить за собой, как диктатор, право применять против народа любое
насилие и принуждение. Отсюда и его требование: не увольнять с работы лиц за
нарушение трудовой дисциплины на предприятиях, как это делалось при царском
режиме, а «виновных в этом надо уметь находить, отдавать под суд и карать
беспощадно» {1183}.
Ленин отмечал, что для перехода от капитализма к социализму
необходимо применять против трудящихся методы принуждения. Для этого, по его
мнению, «нужна железная рука», которой мог стать представитель советской власти
на местах (на заводах, фабриках и прочих хозяйствах). Но он понимает, что
представитель власти на местах также должен быть наделен известными
диктаторскими правами, чтобы подчинить своей воле волю людей. Он ставит перед
обществом следующую бредовую задачу: «бесплатноевыполнение государственных обязанностей каждымтрудящимся, по отбытии 8‑часового «урока»
производительной работы»{1184}. Дальше уже идти некуда!
Нереалистические и примитивные подходы основателя
большевизма к вопросам социалистической революции, строительства советского
государства и коммунизма, как нам кажется, были вызваны его деспотизмом, диким
упрямством и «революционным» фанатизмом. Это особо замечали современники. Здесь
уместно особо остановиться еще на одном и весьма серьезном недостатке нашего
«ученого»‑марксиста. Из‑за неумения вести научную полемику с оппонентами,
отсутствия литературной и общечеловеческой этики и должного воспитания, Ленин
довольно часто подменял объективную и аргументированную критику чужих трудов
такими словами, как: «никуда не годится», «сплошная издевка марксизма»,
«вопиющая нелепость», «финтифлюшка», «глупое бесплодное занятие», «гоголевский
Петрушка», «жует жвачку», «во сне мочалку жует», «смердящий труп», «ползать на
брюхе», «филистеры в ночном колпаке», «мерзавцы буржуазии», «иудушка»,
«негодяй», «банда кровопийц», «кабинетный дурак», «ослиные уши», и другие
непристойные выражения и пошлости.
Любопытно следующее свидетельство очевидца. Николай Суханов
вспоминает, что «во время всеоплевывающего выступления» Ленина в Таврическом
дворце на совместном заседании всех социал‑демократов 4 апреля 1917 года «стали
раздаваться протесты и крики негодования… Не выдержав «галиматью» и
раскольнические взгляды Ленина, Богданов крикнул с места: «Ведь это бред, это
бред сумасшедшего». А выступивший Гольденберг сказал, что в словах Ленина
«слышатся