Наиболее
нетерпеливые и решительные эмигранты во главе с Лениным стали собираться в
дорогу. В связи с этим В. Хальвег в предисловии к документальной публикации
«Возвращение Ленина в Россию в 1917 году» пишет: «Для Ленина, стремящегося изо
всех сил дать толчок большевистской мировой революции, решающим является как
можно скорее достичь России; то, что эту возможность предлагает ему противник,
«классовый враг», для него как раз никакой роли не играет. Вот почему
большевистский вождь изъявляет готовность принять немецкое предложение, однако
при этом ничем ни в какой форме себя не связывая. Даже путевые расходы
революционеры оплачивают из собственных средств»[167]. Действительно
в опубликованных Хальвегом документах не содержится и намека на денежные
субсидии отъезжающим эмигрантам. Поэтому выдвинутая еще в 1917 г. версия о том,
что «предприятие это, сулившее необычайно важные результаты, было богато финансировано
золотом и валютой»[168], пока остается необоснованной, хотя и часто
востребованной теми, кому доказательства не нужны. Во всяком случае судорожные
усилия Ленина достать на поездку денег где только можно, обращение к Ганецкому
«выделите две тысячи, лучше три тысячи, крон для нашей поездки»[169],
не позволяют считать, что партийный фонд большевиков в это время был полон
«немецкого золота». 2 апреля 1917 г. Ленин писал И. Ф. Арманд: «Денег на
поездку у нас больше, чем я думал, человек на 10 – 12 хватит, ибо нам здорово
помогли товарищи в Стокгольме!»[170]. О том, сколько это «больше»,
можно судить по его признанию в другом письме, что фонд на поездку уже
составляет более тысячи франков[171].
Чтобы
обеспечить себе и своим спутникам по проезду через Германию алиби, Ленин решил
накануне отъезда составить подробный протокол, который бы подписали
авторитетные социалисты из Швейцарии, Франции. В телеграмме французскому
социалисту А. Гильбо 6 апреля 1917 г. он просит: «Выезжаем завтра в полдень в
Германию. Платтен сопровождает поезд, просьба прибыть немедленно, расходы
покроем. Привезите Ромен Роллана, если он в принципе согласен»[172].
Такой договор понадобился еще и потому, что в последний момент эти, по
выражению Ленина, «мерзавцы первой степени» меньшевики потребовали, чтобы
проезд через Германию получил одобрение Петроградского Совета рабочих депутатов[173].
В результате вместо возможных 60 пассажиров 9 апреля 1917 г. из Берна выехала
группа в составе 52 человек, в том числе 19 большевиков во главе с Лениным. Им
предстояло на уже известных условиях, принятых обеими сторонами, пересечь
Германию по маршруту – Готмадинген – Штутгарт – Франкфурт‑на‑Майне – Берлин –
Штральзунд – Засниц.
Конечно, это
было не обычное путешествие не совсем обычной группы, за передвижением которой
негласно наблюдали многие заинтересованные лица. Еще эмигранты не успели
выехать из Швейцарии, а германский посланник в Копенгагене Брокдорф‑Ранцау уже
телеграфировал в Берлин: «Д‑р Гельфанд просит, чтобы ему немедленно сообщили о
прибытии в Мальме или Засниц русских эмигрантов, едущих из Швейцарии через
Германию. Гельфанд хочет встретить их в Мальме. Пожалуйста, телеграфируйте
немедленно»[174]. 10 апреля видные германские социал‑демократы Ф.
Шейдеман и Ф. Эберг выехали с одобрения статс‑секретаря иностранных дел
Циммермана в Скандинавию[175]. Одновременно немецкая сторона
принимала все меры, чтобы никакая информация о проезде русских эмигрантов через
Германию не просочилась в печать. По этому поводу германский посланник в Берне
Ромберг специально телеграфировал 9 апреля в Берлин: «Эмигранты считают, что им
придется встретиться с огромными трудностями и даже судебным преследованием со
стороны российского правительства по причине проезда через вражескую
территорию. Поэтому им очень важно иметь право утверждать, что они не общались
в Германии ни с одним немцем. Платтен объяснит это Янсону. Важно также, чтобы
немецкая пресса не касалась этого дела до того времени, пока о нем не заговорят
за границей. Если избежать участия в обсуждении этой темы не удастся, то
следует воздерживаться от ее комментариев и особенно от намеков на
заинтересованность Германии, что могло бы компрометировать эмигрантов…»[176].
«Запломбированный» вагон с русскими эмигрантами в сопровождении двух
немецких офицеров, уполномоченных Верховного военного командования, без всяких
инцидентов пересек территорию Германии. Только однажды Платтену пришлось
действительно объясняться с видным деятелем немецких профсоюзов В. Янсоном,
пытавшимся вступить в разговор с пассажирами запломбированного вагона во время
одной из его остановок, но все обошлось и никакого разговора не состоялось. 12
апреля вагон благополучно достиг побережья Балтийского моря в г. Засниц, откуда
его пассажиры перебрались на шведский рейсовый паром, доставивший их в шведский
город Треллеборг, где их встречал Я. С. Ганецкий. Почти сразу же Ленин и его
спутники выехали поездом в Стокгольм, где они были радушно встречены не только
большевиками‑эмигрантами, но и шведскими левыми социал‑демократами. В центре
внимания был Ленин, который встречается с представителями шведской прессы,
организует здесь Заграничное бюро ЦК РСДРП, участвует в совещании шведских
левых социал‑демократов, беседует с видным левым социал‑демократом и
публицистом Ф. Стрёмом о перспективах социалистической революции в России и
мирового революционного движения, присутствует на банкете, устроенном шведскими
левыми социалистами в честь приехавших русских революционеров. Пожалуй, можно
согласиться с тем, что в Стокгольме Ленин начал чувствовать себя в роли вождя
будущей революции. Здесь с Лениным попытался встретиться Парвус. «Я был в
Стокгольме, когда Ленин находился там во время проезда, – вспоминал
он. – Он отклонил личную встречу. Через одного общего друга я ему передал:
сейчас прежде всего нужен мир, следовательно, нужные условия для мира; спросил,
что намеревается он делать. Ленин ответил, что он не занимается дипломатией,
его дело – социальная революционная агитация»[177]. Возможно, эта
красивая фраза приписана Ленину самим Парвусом, но факт их несостоявшейся
встречи был позднее засвидетельствован К. Радеком, находившимся с Парвусом в
доверительных отношениях. «В Стокгольме Парвус хотел встретиться с Лениным от
имени ЦК Германской социал‑демократической партии, – писал Радек. –
Ильич не только отказался видеть его, но попросил меня, Воровского и Ганецкого
вместе со шведскими товарищами засвидетельствовать это»[178]. Но
Парвус переносил и не такие удары и всегда искусно маскировал свои неудачи. И
на этот раз, вернувшись в Копенгаген, он сообщил своему шефу – германскому
посланнику Брокдорф‑Ранцау о том, что вел в Стокгольме переговоры с русскими
эмигрантами из Швейцарии, а теперь вызван в Берлин телеграммой от
исполнительного комитета социал‑демократической партии. В Берлине Парвуса
ожидала встреча с статс‑секретарем иностранных дел Циммерманом[179]:
он все‑таки не был простым агентом.
Ленину же
предстояло преодолеть на пути в Россию последний барьер – финскую границу.
Направив предварительно телеграмму председателю Петроградского Совета рабочих и
солдатских депутатов Н. С. Чхеидзе о необходимости обеспечить группе
возвращающихся в Россию политических эмигрантов беспрепятственный проезд через
русскую границу, 15 апреля Ленин выезжает из Стокгольма, а через два дня он уже
проходил последний контроль на финской пограничной станции Торнео. Однако
опасение быть арестованным не покидало вождя большевиков вплоть до самого
прибытия в Петроград поздним вечером 16 апреля. И только тогда, когда на
перроне Финляндского вокзала он увидел почетный караул, а на площади перед вокзалом
сотни встречавших его рабочих, солдат и матросов, Ленин окончательно поверил,
что ему не придется больше писать письма из «проклятого далека». В России,
жившей тогда по старому стилю, 5 апреля – дата возвращения вождя большевиков из
эмиграции – на долгие годы станет событием исторического значения.
Для немецкой
стороны это событие, как выяснится позднее, имело тоже историческое и
практическое значение. Пока же начальник германской контрразведки Штейнвакс
направил из Стокгольма 17 апреля в Главную штаб‑квартиру следующую телеграмму:
«Проезд Ленина в Россию прошел удачно. Он действует так, как мы хотели бы.
Поэтому негодование социал‑демократов, сторонников Антанты в Стокгольме.
Платтен задержан англичанами на границе и отправлен обратно, что привлекло
здесь большое внимание. Платтен – известный лидер швейцарских социалистов,
который сопровождал русских революционеров из Швейцарии через Германию в
Стокгольм и хотел проехать в Петроград»[180]. Тщательно
разработанный представителями дипломатических и военных кругов Германии план
«высадки десанта» революционеров‑радикалов в России и его четкая реализация в
исторической ретроспективе превратились в операцию гигантских масштабов, в
которую «по предложению Парвуса включились не только генеральный штаб и министерство
иностранных дел, но и сам кайзер Вильгельм II»[181]. При этом авторы
такой точки зрения стыдливо умалчивают (или не знают?), что кайзер узнал об
этой операции только 12 апреля, когда Ленин и его группа уже были в Стокгольме.
Поэтому его пожелание о том, чтобы русским социалистам были выданы «Белые
книги» и другая подобная литература для ведения разъяснительной работы в своей
стране, могли носить всего лишь гипотетический характер. Что же касается
заверения Вильгельма II, что «в случае, если русским откажут въезд в Швецию,
Верховное командование будет готово переправить их в Россию»[182],
то достаточно познакомиться с составом первой группы проехавших через Германию
эмигрантов[183], чтобы убедиться в полной абсурдности такого
предложения, а следовательно, и в неосведомленности кайзера относительно
деталей этой операции.
Зарубежные и
отечественные авторы любят цитировать генерала Э. Людендорфа, который в своих
военных мемуарах писал: «Помогая Ленину проехать в Россию, наше правительство
принимало на себя особую ответственность. С военной точки зрения это
предприятие было оправдано. Россию было нужно повалить»[184]. По
крайней мере, историк обязан принять во внимание, что это мнение было высказано
после того, как все случилось. Чтобы «повалить» Россию, нужно было сочетание
целого ряда социальных, политических, экономических, военных и других факторов,
которые в своем историческом сцеплении дали 25 октября 1917 г., событие,
ставшее триумфом для одних и катастрофой для других. Задача исследователя в
данном случае состоит не в том, чтобы набрать как можно больше фактов и мнений
в подтверждение своей точки зрения, а в том, чтобы объективно определить роль
«немецкого фактора» в русской революции на основе изучения документов самого
различного происхождения. Но было бы глубочайшим заблуждением рассматривать
«фактор Ленина» только в этом контексте.