В январе –
марте 1942 года во всех городах Крыма (кроме Севастополя) были сформированы Мусульманские
комитеты, находившиеся в подчинении командующего полицией безопасности и СД
Крыма. Каждый такой комитет включал в себя следующие отделы:
1. по
борьбе с бандитами. вел сбор информации о партизанах, подпольщиках;
2. вербовочный.
работал в тесном взаимодействии с Вермахтом;
3. обслуживания
семей добровольцев;
4. пропаганды;
Работа
комиссий по вербовке завершилась в феврале 1942 года. В 203 населенных пунктах
было зачислено в татарские добровольческие формирования около 6 тысяч человек и
в 5 лагерях военнопленных. около 4 тысяч человек.
К 29 января
1942 года в германскую армию было рекрутировано 8684 крымских татар, остальные
были распределены малыми группами по 3.10 человек между ротами и батареями,
дислоцировавшимися под Севастополем и на Керченском полуострове. По информации
Симферопольского Мусульманского комитета, старосты татарских деревень
организовали еще около 4 тысяч человек для борьбы с партизанами.
Всего же,
согласно немецким документам, при численности населения около 200 тысяч
человек, крымские татары предоставили немцам около 20 тысяч добровольцев.
Несмотря на
успех в рекрутском наборе, немцы не слишком доверяли своим новым союзникам. В
инструкциях предписывалось не допускать сотрудничества и совместных выступлений
мусульманских комитетов и отрядов самообороны. Комитетам была запрещена
какая-либо политическая деятельность.
Тем временем
Симферопольский мусульманский комитет фактически стал представительным органом
крымско-татарского населения Крыма. Группой членов комитета были разработаны
устав и программа Крымского татарского комитета, предусматривавшие
восстановление в Крыму национального представительного органа «Милли Фирк»,
действовавшего до прихода к власти большевиков, создание самостоятельного
татарского государства под протекторатом Рейха, национальных вооруженных сил.
Активисты комитета направили эти предложения в Берлин. В ответ поступило
предложение о роспуске Симферопольского мусульманского комитета и организации в
населенных пунктах Крыма местных комитетов с подчинением их СД в качестве
отделов пропаганды.
После
перевыборов правления комитета немецкими властями был признан полномочным
представителем Эдиге Шинкевич. Летом 1942 года немецкие власти уведомили его о
признании представителем интересов крымских татар. При этом, несмотря на
поддержку профессора фон Менде, полномочия представителя были ограничены
возможностью решения экономических и гуманитарных проблем.
В начале
1943 года, несмотря на нежелание военных властей, крымско-татарское
представительство в Берлине фактически было признано немецким руководством.
Большую поддержку в этом вопросе оказало Восточное министерство. В это же время
была создана служба поддержки крымских татар.
После
возвращения в Крым из Турции активного участника революционных событий
1917.1920 гг. Амета Озенбашлы был создан нелегальный политический центр
крымских татар во главе с Симферопольским комитетом. В местной газете «Азат
Крым» Озенбашлы развернул пропагандистскую кампанию за возвращение татарам
конфискованных большевиками земель, создание муфтията и подчинение ему всей
духовной и светской жизни на полуострове. Одновременно в берлинском Восточном
министерстве рассматривался вопрос об учреждении в Крыму муфтията под
покровительством Великого муфтия Иерусалимского аль-Хуссейни. На пост крымского
муфтия предполагалось избрать Озенбашлы. Это пропагандистское мероприятие
должно было подорвать авторитет ташкенского муфтията, созданного с разрешения
Москвы. Однако идею создания крымского муфтията спустили на тормозах. Озенбашлы
не вошел в состав Симферопольского комитета, сосредоточившись на агитационной
работе среди татарского населения.
В связи с
началом советского наступления в конце октября 1943 года немецким командованием
был издан приказ о добровольной эвакуации из Крыма. Э. Шинкевич, опираясь на поддержку
Великого муфтия, пытался организовать вывоз татарских активистов воздушным
путем, но лишь немногим удалось уйти с немцами воздушным или морским путем и
осесть в Румынии.
В ноябре
1943 года при Восточном министерстве Рейха было создано Крымско-татарское
представительство под руководством Концельсена. В его состав также вошли
эмигранты из Крыма во главе с Кирималем.
Подрыв
германо-татарских связей в Крыму произошел изза издания командованием 17-й
армии приказа об обеспечении транспортных перевозок. В соответствии с этим
документом подлежало выселению население деревень, которые, по мнению немцев,
поддерживали партизан. В результате акции переселения часть татар ушла к
партизанам, часть населения высказывала открытое недовольство действиями
немцев.
В марте 1944
года оккупационные власти предприняли попытку организации Крымского
правительства из числа представителей основных национальных групп населения
полуострова. В его состав предполагалось включить русских, украинцев и татар.
Во время
эвакуации населения из Крыма весной 1944 года полуостров покинули около 2 тысяч
крымских татар. Большая их часть осела в Румынии, некоторым был разрешен выезд
в Рейх.
После
эвакуации части местных татарских добровольческих подразделений из Крыма во
второй половине 1944 года в Германии был создан «Татарский горно-егерский полк
СС» (три батальона). Через некоторое время полк был преобразован в «1-ю
Татарскую горно-егерскую бригаду СС» под командованием штандартенфюрера
Фортенбаха (2500 человек).
В конце 1944
года бригада была переброшена в Словакию и затем вошла в состав
«Восточно-Туркестанского боевого соединения СС» в качестве боевой группы
(полка) «Крым» в составе 2-х батальонов пехоты и 1 конной сотни. В марте 1945
года из-за больших потерь личного состава татары были переведены в состав
Азербайджанской боевой группы.
После
вступления в Румынию советских войск большая часть крымских татар была
интернирована и впоследствии подверглась репрессиям.
Несколько
слов об опыте применения татарских подразделений:
«… 3)
Полученный в настоящее время опыт применения татарских рот.
Применение
татарских рот в боевых действиях показывает, что они в основном действуют
хорошо. Так, в Западном Крыму были задействованы 8 и 9 татарские роты
Бахчисарая и Коуша и они показали себя в поиске отлично. Также и другие группы
татар при айнзатцкоманде Д. в вопросах разведки показали себя хорошо. В
вопросах дисциплины и поведения на марше татарские роты вели себя хорошо. В
стычках с партизанами татары действовали умело и они побеждали: много партизан
уничтожено, другие бежали. Так было в районе Бахчисарая, а в районе Судака они
действовали и против регулярных войск (десант). Об их боевых качествах указано
также и в партизанских донесениях, где указано количество убитых и
раненых……Татары также хорошо несут внутреннюю службу, стараются хорошо
выглядеть, соблюдают чистоту и в этом смысле лучше выглядят по сравнению с теми
русскими подразделениями, которые у нас на службе…
Настроение в
татарских ротах нужно считать хорошим.
Немецкие
воспитатели говорят, что татары очень горды тем, что им доверяется такая служба
и уделяется им внимание или во время службы, или после нее…»
Попытка
организации партизанского движения в Крыму также натолкнулась на резкое
сопротивление татарского населения. В своей «Справке о фактах перехода партизан
на сторону врага» Центральный Штаб Партизанского Движения отмечает, что: «В
Крыму немцам удалось в начале оккупации большую часть татарского населения
(сельского) склонить на свою сторону и даже восстановить его против русских,
создать из татар вооруженные группы по борьбе с партизанами, насадить большую
сеть шпионов и предателей в партизанских отрядах, что безусловно отразилось на
размахе и боевых качествах партизанского движения в Крыму… В результате
предательства командира Куйбышевского п/о Межметдинова, отряд противником был
разогнан, а сам Межметдинов перешел на службу к немцам… Из Ак-Мечетинского п/о
дезертировало 2 группы с оружием во главе с командиром Бондаренко и все сдались
немцам. Всего по июль 1942 года дезертировало и перешло к врагу 1200 человек,
из них 891. татары».
Зачастую
сами партизаны провоцировали татар на сотрудничество с оккупантами. Так, в
начале 1942 года группа партизан 4-го района устроила погром в татарской
деревне Коуш. Аналогичный дебош был устроен в деревне Маркур, татарское
население которой помогало партизанам. На следующий день немцы раздали
населению оружие и направили его на борьбу с партизанами. В ходе стычки татары
разбили партизан Севастопольского отряда.
Положение
пыталось стабилизировать постановление бюро ОК ВКП(б) от 18 ноября 1942 года
«Об ошибках в оценке поведения крымских татар по отношению к партизанам». Во
второй половине 1943 года начался обратный процесс, когда татарские союзники
немцев начинают переходить в стан партизан. В августе-сентябре 1943 года к
партизанам перешли с оружием в руках 67 татарских добровольцев. Партизанской
агитации подвергались татарские батальоны и роты. В 147-м крымско-татарском
батальоне немцами были арестованы 76 добровольцев и расстреляны как
просоветский элемент.
В 1943 году
П.Р. Ямпольский докладывал руководству УССР, что для борьбы с партизанами в
Крыму фашисты имеют специальные формирования добровольцев (8 батальонов), а
некоторые татарские формирования численностью 200.250 человек направлялись на
керченский и севастопольский участки фронта, где вступали в бой с Красной
Армией.
Помимо
татар, в Крыму формировались русские добровольческие подразделения (в Бея-Сале,
Мазанке и пр.).
Татарские
группы под командованием Я. Смайла, Райлова и др. выполняли кровавые поручения
гитлеровцев. На их счету расстрелы жителей селений Чаир, красноармейцев у села
Ворон. Местное население и татары старшего возраста отрицательно относились к
такой «службе». Старые татары зажиточных селений Ускут, Капсихар, Таук Кучун,
Узень и др. осуждали действия своей молодежи, заявляя при этом, что оккупанты
их так же обдурят, как обдурили их поколение в 1918 году, когда уже были в
Крыму.
Несмотря на
активное сотрудничество татар с оккупационными властями, различные ведомства
Рейха разрабатывали собственные планы относительно будущего Крыма. В этих
планах места татарским союзникам не было. Так, при благоприятном для немцев
ходе боевых действий на Востоке, в недрах Главного управления СС родилась мысль
о полной германизации полуострова. В июне 1942 года А. Фрауенфельд направил
Гитлеру меморандум о будущем переуст491 ройстве Крыма. В рамках этого проекта
предлагалось переселить в Крым немецкое население Южного Тироля. План был
одобрен Гитлером.
Помимо
переселения тирольцев, в Крыму предполагалось разместить 140 тысяч немцев из
Транснистрии и 2 тысячи переселенцев из Палестины. Впоследствии было решено
использовать эти массы переселенцев для колонизации Украины.
Предводитель
Трудового фронта доктор Лей предлагал организовать в Крыму после победы
немецкого оружия огромный молодежный курорт.
В июле 1942
года совместным решением командования Вермахта и полиции предлагалось создать в
Крыму сеть специальных лагерей для отбора расово неполноценного населения с
целью его последующего переселения. Существовал план, предусматривающий
переселение из Крыма всех национальных групп, за исключением украинцев. Против
этих намерений выступил шеф Военно-хозяйственного управления генерал Томас,
заявивший, что реализация этих планов повлечет потерю необходимых для фронта
трудовых ресурсов.
Татарская
эмиграция. Комитеты, союзы, амбиции Военно-политическое сотрудничество
татарских эмигрантов с немецкими военными властями имеет давнюю историю.
Зимой
1914.1915 гг. по личному указанию императора Вильгельма II в 20 километрах
от Берлина между Цоссеном и Вюнсдорфом были созданы два специальных лагеря для
военнопленных мусульман. В одном из них. «Лагере на виноградной горе» были
размещены российские военнопленные мусульмане. Во втором лагере содержались
пленные из британских колоний и арабских стран. Позднее оба лагеря были
объединены в один Вюнсдорфский лагерь.
С 1916 года
общее руководство лагерем осуществлял имам лагерной мечети Алимджан Идриси. Он
окончил духовную академию в Стамбуле и получил светское образование в
Брюссельском университете. Во время Первой мировой войны служил муллой в
турецкой армии, затем был направлен военным министерством Турции в Германию для
вербовки российских военнопленных-мусульман в турецкую армию. Во время немецкой
оккупации Украины в 1918 году Идриси возглавлял созданный немцами «Комитет
российских мусульман».
Под этой
вывеской немцы формировали вооруженные отряды для действия на Кавказе и в
Туркестане. В этом же году он создал первое официально зарегистрированное
властями Германии «Общество поддержки российских мусульман-студентов», но
начинание умерло, не получив финансовой помощи.
После
окончания Гражданской войны в России Идриси совершил поездку в Татарстан, где
сумел обзавестись мандатом на должность «уполномоченного Татарской АССР по
культурной работе в Германии». Об истинном характере этой «культурной работы»
можно легко догадаться. Неудивительно, что вскоре Идриси был арестован ОГПУ и
около года провел в Бутырской тюрьме, однако был освобожден за недостатком
улик.
В 1924 году
Идриси, опираясь на поддержку Министерства иностранных дел, создал в Берлине
«Мусульманское объединение почтения к Аллаху». В 1930-х годах совместно с
предводителем татарской эмиграции Гаязом Исхаковым (Исхаки) он создал
эмигрантскую организацию «Идель-Урал», в которой занял пост руководителя
комиссии по культуре. В этой организации также шли грызня и подсиживание.
Исхаков пустил слух, что Идриси советский агент и последний был арестован
Гестапо.
Тем не
менее, Идриси сумел убедить германские власти в своей лояльности, после чего получил
теплое место в МИДе.
Звездный час
Идриси наступил летом 1941 года, когда он по поручению МИДа Германии составил
подробную справку о жизни тюркских народов в СССР. Заканчивался сей документ
выводами о возможности заключения союза между германскими вооруженными силами и
российскими тюрками после начала военных действий против Советов. 25 июня 1941
года представители немецкого руководства попросили Идриси составить обзорную
справку о лидерах тюркской эмиграции. С помощью этого документа Идриси постарался
убрать с дороги своих соперников и противников. В ней он назвал многих из них
«сепаратистами», а грузинского эмигрантского лидера и социал-демократа Ноя
Жорданию «тайным другом Сталина».
Гаяз Исхаки
(Исхаков) родился в 1878 году в Казанской губернии в семье муллы. Учился в
медресе и Казанском университете, преподавал в Оренбургской медресе. В августе
1905 года на 1-м мусульманском съезде в Нижнем Новгороде Исхаки возглавил
группу социалистов, а в 1906 году организовал татарскую эсерскую партию. В
феврале 1907 года он стал одним из инициаторов создания газеты «Тавыш»
(«Голос»), которая в августе того же года была закрыта, а Исхаки арестован и
выслан в Архангельскую губернию. В 1913.1918 гг. Гаяз Исхаки был
редактором, издателем и журналистом в ряде татарских газет, неоднократно
арестовывался, отбывал тюремное заключение и ссылку. После Февральской
революции Исхаки выступал за национальную автономию российских мусульманских
народов. В том же 1917 году он был избран членом Всероссийского Мусульманского
совета (Милли Шуро) и председателем его исполкома. На этом посту Исхаки
организовал поддержку мусульманской общественностью Временного Правительства,
содействовал разложению корниловских войск, выдвигавшихся к Петрограду.
К
Октябрьской революции Исхаки отнесся отрицательно.